"Актёр всегда был голосом времени..."

Автор: Борис Алексеевич Сысоев
Дата публикации: 01.02.2021 (23:36)

Информация помечена тегами:

В.С. Лановой актер учитель память Гражданин совесть Инфонарод

4217
* количество прочтений.

- Вообще, с руководителями страны до Путина я не был близко знаком. Разве что с главой советского правительства в 60-70-е годы Алексеем Николаевичем Косыгиным. С Брежневым виделся на концертах в Кремле, но мы не общались.

С Андроповым тоже. А с Горбачевым была возможность общаться, но я не хотел. Тогда уже понимал, какой этот человек непоследовательный, чувствовал, что от него исходит какая-то угроза для страны. С Ельциным тоже не общался. Потому что нам просто не о чем было говорить...https://mirnov.ru/kultura/kino-i-tv/vasilii-lanovoi-s-gorbachevym-i-elcinym-mne-ne-o-chem-bylo-razgovarivat.html )

Вот ушёл ещё один всем известный Человек - Гражданин - Василий Семёнович Лановой,  яркий, запоминающийся представитель советской эпохи - эпохи  великих  планов и  несбывшихся мечтаний,  высокой романтики...  Человек-Гражданин, который, как и многие советские люди, стремился к высокому в человеке и в обществе, всё делал для процветания нашей страны - СССР.

Я в этой статье  привожу выдержку из  книги  его воспоминаний "Счастливые встречи", вышедшей в издательстве "Молодая гвардия" в 1983 году и 1986 годах небольшим форматом  и небольшим тиражом в 50 000 экземпляров.  В интернете её очень непросто найти.

Выдержка из книги  Василия Семёновича  Ланового  посвящена  его выступлению на Всесоюзном съезде молодых учителей... и  профессии актёра...

Где эти съезды? Кто их читал и помнит? Казалось бы, дело воспитания и образования должно было касаться каждого советского человека, но материалы съездов издавались малыми тиражами, и с ними не были знакомы в советском обществе, которое, казалось, должно быть  кровно  заинтересованно в том, чтобы их  знал каждый. На каком съезде он говорил? Где искать текст его выступления?

В интернете  многих материалов вы не сможете найти... Педагогика в современной России деградировала, и  сегодня явно  учитель и его роль не в почёте, но роль учителя пока ещё никто не смог отменить. Каковы учителя, таковы и граждане, таково и будущее нашей Родины!!! Пренебрегая Учителем, Россия копает себе яму, из которой может уже  не выбраться...

В перестройку Горбачёва во всю  уже слышалось пренебрежение и к роли учителя, и к роли врача: ума нет- иди в пед, совести нет - иди в мед, того и другого нет - иди на юридический в университет... И этими мемами засеивалось сознание...

За всё это сегодня расплачивается всё пространство бывшего СССР. И. как факт,  сегодня основной развал  и в педагогике, и в  медицине,  и в юриспруденции. Надо сказать, ко многим профессиям в позднем СССР навязывалось  пренебрежительное отношение и неуважение, и от слов Маяковского: «Все профессии нужны, все профессии важны» - в сознании выпускников уже не было ничего. Пятая колонна постепенно дезориентировала всех и привела к развалу Советского Союза. И никто не привлекался за циничное отношение к тем людям, которые были опорой всего государства и своим трудом давали ему жизнь. Насмешки, чёрный юмор и  цинизм рассеивались повсюду, сеятелей не доброго и не вечного никто не преследовал и не привлекал к ответственности. Это, похоже, шло с чьего-то попустительства или с чьего-то ведома.  

Кто сегодня готов вернуть память о тех людях, которые шли в свои  профессии  не корысти ради, как это было чаще всего с учителями и медиками в царской  и Советской России? 

Спасибо В. С. Лановому за его выступление! Вечная ему память!!! В этом выступлении он раскрывает и роль учителя,  и то, как к нему следовало бы относиться… и роль артиста... В. С. Лановой вдохновил многих на благородную жизнь, но стране уже нужен был иной "герой", и его нам  начали навязывать и навязали в 90-е годы, пустив страну по пути самоубийства... До сих пор отношение к труду в России не восстановлено, хотя сейчас это хоть как-то  делается, правда, не теми темпами, как хотелось бы... От того, как это будет делаться, зависит будущее России...

 

В. С. Лановой
Из книги "Счастливые встречи"

Свой длинный развивает свиток...

А . С . П у ш к и н

Однажды, это произошло в дни проведения Всесоюзного съезда молодых учителей, мне довелось встретиться с его участниками — молодыми педагогами. Вечер был организован ЦК ВЛКСМ, и мне предложили на нем выступить. Дружба с комсомолом у нас давняя, крепкая, и поэтому с удовольствием принял это приглашение.

И вот, когда увидел перед собой лица действительно молодых, двадцати-двадцатидвухлетних учителей, я вдруг разволновался, кровь прилила к лицу, так что не сразу смог начать разговор. Меня как-то неожиданно пронзила мысль о той огромной ответственности вот этих молодых людей перед обществом, перед страной за то, какое поколение они вырастят, каких граждан своего Отечества воспитают. Ведь они, эти молодые педагоги, принимают в свои руки маленький кусочек души, оголенной, совершенно не защищенной от жизни, от всей ее сложности, порою грубости. Им, пока что незнакомым, чужим людям, вручают родители самое дорогое, что у них есть,— своих детей. Какая же это должна быть рука, принимающая младенца из родительских рук! Какая должна у него быть кристальная душа, отзывчивое сердце! Тогда же подумалось и о том, какая это все же прекрасная профессия— педагог и в каком мы все долгу перед нашими учителями. Как необходимо нам оберегать их самих от всего мелкого, суетного, лишающего их душевного покоя, оберегать от грубостей, от невежества, чтобы всю теплоту души они могли донести детям, не расплескали по пути к школе и несли не по частям, не по крупицам, а в полном объеме, во всей целостности.

Оттого, что я сам разволновался, это волнение, видимо, передалось и слушателям. В зале воцарилась тишина, чувствовал, что разговор получается, что слова находят отзвук в их сердцах. В этот вечер я и сам многое открыл для себя заново, проникся еще большим уважением к тем, кто сознательно выбрал для себя эту тяжелую ношу — работу, требующую неимоверных духовных, физических, нервных затрат. Но они идут на эти затраты с совершенно четким сознанием того, что в конечном счете все окупается сторицей. Идут на это, потому что все то доброе, разумное, светлое, что закладывает учитель в своих учеников, никуда не уходит, не исчезает бесследно, не умирает, а, наоборот, переселяется в десятки, сотни юных сердец и продолжает свою жизнь уже в них, с тем чтобы, как эстафетная палочка, перейти затем в руки других юных поколений. Вот какое это высокое звание — учитель!

С еще большей ответственностью стал подходить и к своей профессии, которая, как мне кажется, сродни профессии учителя. Она тоже уникальная, редкая по своему влиянию на душу человеческую, на мировоззрение, нанравственное формирование личности. Мы имеем в руках столь же сильное оружие влияния на сознание человека, как учителя на школьников, и подчас сильнее, потому что мы воздействуем на сознание зрителей системой образов, через сопереживание, а если поднимаемся до высот искусства, то и через душевные потрясения. И таким способом можем подчас достигнуть того, что неподвластно бывает логике, убеждениям, самым добрым наставлениям.

Так, как актер может влиять на человека, редко кто еще может, если, разумеется, он делает это по-настоящему, если в нем, как мы говорим, «сидит бог», есть искра таланта (потому что, когда его нет, то ничего тебя не спасет и ты никогда не поднимешься к этим высотам).

Тем и близки наши профессии, что там и здесь должно быть призвание и талант. Без этого нет учителя, как нет и актера. Иначе мы будем иметь не возрожденные к знаниям, к чистым порывам души, а, наоборот, загубленныезачатки будущего человека, зачатки личности.

Какая могучая профессия в наших руках, особенно остро понимаешь, когда видишь, как устанавливается контакт со зрителями, как они зажили жизнью героя, его мыслями, его волнениями. Чувствуешь это всем своим нутром, нервами, душой, каждой своей живой клеткой,

«дыханием моим,

                      сердцебиеньем,

                                        голосом,

каждым острием издыбленного

                               в ужас волоса,

дырами ноздрей,

                            гвоздями глаз,

зубом, исскрежещенным в звериный лязг,

ёжью кожи,

                        гнева брови сборами,

триллионом пор,

                  дословно —

                                         всеми порами».

Вот уж действительно, лучше Маяковского не скажешь о том обостренном чувстве актера на реакцию зрителей, их дыхание, настроение, отзыв в душе.

Актерской профессии более двух с половиной тысяч лет... Этот возраст говорит не только о древности, по и в равной степени об изначальной необходимости ее для человека, который стал нуждаться в искусстве сразу, как только начал осознавать себя в этом мире. Человек еще ходил у природы на очень коротком «поводке», но уже жгла его потребность выразить свои чувства в песне, движении, рисунке, игре, словом, в творчестве. Уже была в нем эта потребность выразить свое отношение к окружающему его миру в художественной, как бы мы сегодня сказали, деятельности.

В ряду других актерская профессия выглядит по-особому, опять же, пожалуй, кроме профессии учителя. Кому и когда пришло бы в голову налагать запрет па искусство гончара или ткача, пекаря или хлебороба? Актерская же профессия прошла через многие тернии, знала пору презрения, времена тяжелых гонений. Стоит вспомнить хотя бы русских скоморохов. Сколькие из них поплатились за свою страсть отнятым языком, прочими увечьями, а то и жизнью, потому что их искусство выражало неприкрытую правду своего времени. Скоморохи платили дорогую цену, как мы сегодня сказали бы, за свою гражданственность. И все-таки они говорили и пели, высмеивали и обличали. А зрители, невзирая на суровые запреты, внимали им, отзывались сердцем на их наивное, незатейливое искусство.

Актер всегда был голосом времени, а его искусство — выражением сути этого времени. Потому-то горьковский спектакль «Дети солнца», поставленный Художественным театром в грозовом 1905 году, смог стать общественно-политическим явлением и накалял обстановку в зрительном зале наравне с революционной прокламацией. Потому, казалось бы, очень далекий от революционных идей спектакль этого же театра «Доктор Штокман» Г. Ибсена побуждал молодежь к революционным выступлениям, к открытым демонстрациям студентов в Петербурге во время гастролей там театра еще задолго до революционных событий 1905 года. А сколько таких примеров из истории театра можно бы привести еще!

Сегодня, когда перед советским искусством открыта широкая дорога, его сила и главная особенность состоят в том, что оно точно привязано к своему времени с его высокими целями и большими задачами. Все, что носится в воздухе, от чего закипает кровь в людских сердцах, выражает актерское искусство. Вот поэтому, понимая, какая грандиозная профессия в твоих руках, думаешь, как важно нести людям все лучшее, что в тебе есть, совершать все новые и новые попытки к тому, чтобы подниматься к вершинам искусства, а не размениваться по мелочам.

Сегодня, пожалуй, уже никто не представляет себе актерский труд легким, чередой лишь радостных успехов, потому что публичным стал не только результат его — фильм или спектакль, — но и сам процесс. Об этом позаботилась, в частности, вездесущая телекамера, да и мы, сами актеры, не скупимся на раскрытие «кухни» нашей работы, ее будней. И все же радость конечного результата, радость удачи, далеко не частой и не легкой, дарит чувство ни с чем не сравнимое.

Когда после представления подходит человек из зрительного зала и говорит: «Это про меня. Это со мной так было», или признается в том, что спектакль или фильм помог ему выстоять в трудную минуту жизни, уберег от неверного шага, от необдуманного поступка, — тогда забываешь все мучения, в которых рождался образ, все наши «недоотдыхи» и «недосны», перегрузки и волнения и ощущаешь себя готовым продолжать работать, не считаясь ни с чем. Такие встречи со зрителями необходимы — и в больших аудиториях, и за кулисами после спектаклей, и в перерывы между съемками. Каждая такая встреча, каждое письмо зрителя что-то дает актеру, наталкивает на новые, более глубокие осмысления того, что есть наша профессия, какой она должна быть, наталкивает на осмысление собственного опыта работы в театре, в кино, на радио, телевидении и, конечно же, опыта великих артистов, с кем посчастливилось общаться в работе, видеть на сцене, встречаться в жизни. А встречи эти незабываемы, неповторимы...

Сегодня, часто оглядываясь в свое прошлое, на детство, на увиденное мальчишкой и пережитое в годы войны и в послевоенное время, опираясь на воспоминания, встречи и общение с интереснейшими людьми у нас в стране и за рубежом, прихожу к мысли, что о многом мог бы рассказать. Мысль об этом все более и более крепнет. Так что попытаюсь хоть таким образом частично оправдать свое поступление когда-то на факультет журналистики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.

Эту книгу я рассматриваю также как возможность ответить на многочисленные письма зрителей, которые приходят ко мне отовсюду вот уже без малого тридцать лет. А спрашивают обо всем: о том, как стал актером, о работе в театре, о ролях в кино и на телевидении, о поэзии, о том, что привлекает меня в чтении стихов Маяковского, Пушкина, что такое вахтанговская школа, о работе над «Великой Отечественной» и еще много-много самых различных, порою очень неожиданных и любопытных вопросов.

Обо всем, что волнует меня и зрителей, что осталось не высказано в ролях, о чем не могу не рассказать, и постараюсь написать.

Итак...

 

„ВСЕ ВОЛНОВАЛО

НЕЖНЫЙ УМ..."

Здесь каждый шаг в душе

рождает

Воспоминанья прежних лет.

А . С . П у ш к и н

 

РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА

Если обращаться к жизни художника, то, я думаю, есть смысл заглянуть в нее лишь с точки зрения того, как она переплавлялась затем в его творчестве: в роли, если это актер, в музыке — если композитор или исполнитель, в гипсе или граните — если скульптор... Много значит при этом, как начиналось все в его биографии, где те истоки, которые питали позднее его в работе, какие кульминационные моменты, потрясения выпали ему в жизни, что сделали глубокие засечки в сердце, в памяти.

Все мы «родом из детства», а мое поколение родом из войны... Это след на все оставшиеся годы. Это всегда учащенное биение пульса при одном только воспоминании о ней. Это память сердца, память первого восприятия добра и зла, которое откладывается в сознании.

Война... Она мало кого из советских людей обошла стороной, мало кого не обожгла своими кровавыми всполохами огня. Поэтому, надо думать, и в искусстве нашем занимает особое место. И в мою творческую жизнь тема войны вошла как-то само собой, закономерно и органично. Предрасположенность к военной теме была заложена уже самой биографией моей и моего поколения.

.....

 

"От героев былых времён не осталось порой имён..."

   

Р.S.

Полный стих А. С. Пушкниа, со  строк которого начинается книга Всасилия  Семёновича Ланового 

 

Воспоминание

Когда для смертного умолкнет шумный день,
И на немые стогны града
Полупрозрачная наляжет ночи тень
И сон, дневных трудов награда,
В то время для меня влачатся в тишине
Часы томительного бденья:
В бездействии ночном живей горят во мне
Змеи сердечной угрызенья;
Мечты кипят; в уме, подавленном тоской,
Теснится тяжких дум избыток;
Воспоминание безмолвно предо мной
Свой длинный развивает свиток;
И с отвращением читая жизнь мою,
Я трепещу и проклинаю,
И горько жалуюсь, и горько слезы лью,
Но строк печальных не смываю.

 

 

ВОСПОМИНАНИЯ В ЦАРСКОМ СЕЛЕ

        Навис покров угрюмой нощи
        На своде дремлющих небес;
В безмолвной тишине почили дол и рощи,
        В седом тумане дальний лес;
Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы,
Чуть дышит ветерок, уснувший на листах,
И тихая луна, как лебедь величавый,
        Плывет в сребристых облаках.
        С холмов кремнистых водопады
        Стекают бисерной рекой,
Там в тихом озере плескаются наяды
        Его ленивою волной;
А там в безмолвии огромные чертоги,
На своды опершись, несутся к облакам.
Не здесь ли мирны дни вели земные боги?
        Не се ль Минервы росской храм?
        Не се ль Элизиум полнощный,
        Прекрасный Царскосельский сад,
Где, льва сразив, почил орел России мощный
        На лоне мира и отрад?
Промчались навсегда те времена златые,
Когда под скипетром великия жены
Венчалась славою счастливая Россия,
        Цветя под кровом тишины!
        Здесь каждый шаг в душе рождает
        Воспоминанья прежних лет;
Воззрев вокруг себя, со вздохом росс вещает:
        «Исчезло все, великой нет!»
И, в думу углублен, над злачными брегами
Сидит в безмолвии, склоняя ветрам слух.
Протекшие лета мелькают пред очами,
        И в тихом восхищенье дух.
        Он видит: окружен волнами,
        Над твердой, мшистою скалой
Вознесся памятник. Ширяяся крылами,
        Над ним сидит орел младой.
И цепи тяжкие и стрелы громовые
Вкруг грозного столпа трикратно обвились;
Кругом подножия, шумя, валы седые
        В блестящей пене улеглись.
        В тени густой угрюмых сосен
        Воздвигся памятник простой.
О, сколь он для тебя, кагульский брег, поносен!
        И славен родине драгой!
Бессмертны вы вовек, о росски исполины,
В боях воспитанны средь бранных непогод!
О вас, сподвижники, друзья Екатерины,
        Пройдет молва из рода в род.
        О, громкий век военных споров,
        Свидетель славы россиян!
Ты видел, как Орлов, Румянцев и Суворов,
        Потомки грозные славян,
Перуном Зевсовым победу похищали;
Их смелым подвигам страшась, дивился мир;
Державин и Петров героям песнь бряцали
        Струнами громозвучных лир.
        И ты промчался, незабвенный!
        И вскоре новый век узрел
И брани новые, и ужасы военны;
        Страдать — есть смертного удел.
Блеснул кровавый меч в неукротимой длани
Коварством, дерзостью венчанного царя;
Восстал вселенной бич — и вскоре новой брани
        Зарделась грозная заря.
        И быстрым понеслись потоком
        Враги на русские поля.
Пред ними мрачна степь лежит во сне глубоком,
        Дымится кровию земля;
И селы мирные, и грады в мгле пылают,
И небо заревом оделося вокруг,
Леса дремучие бегущих укрывают,
        И праздный в поле ржавит плуг.
        Идут — их силе нет препоны,
        Все рушат, все свергают в прах,
И тени бледные погибших чад Беллоны,
        В воздушных съединясь полках,
В могилу мрачную нисходят непрестанно
Иль бродят по лесам в безмолвии ночи...
Но клики раздались!.. идут в дали туманной! —
        Звучат кольчуги и мечи!..
        Страшись, о рать иноплеменных!
        России двинулись сыны;
Восстал и стар и млад; летят на дерзновенных<,>
        Сердца их мщеньем зажжены.
Вострепещи, тиран! уж близок час паденья!
Ты в каждом ратнике узришь богатыря,
Их цель иль победить, иль пасть в пылу сраженья
        За Русь, за святость алтаря.
        Ретивы кони бранью пышут,
        Усеян ратниками дол,
За строем строй течет, все местью, славой дышат,
        Восторг во грудь их перешел.
Летят на грозный пир; мечам добычи ищут,
И се — пылает брань; на холмах гром гремит,
В сгущенном воздухе с мечами стрелы свищут,
        И брызжет кровь на щит.
        Сразились. Русский — победитель!
        И вспять бежит надменный галл;
Но сильного в боях небесный вседержитель
        Лучом последним увенчал,
Не здесь его сразил воитель поседелый;
О бородинские кровавые поля!
Не вы неистовству и гордости пределы!
        Увы! на башнях галл кремля!
        Края Москвы, края родные,
        Где на заре цветущих лет
Часы беспечности я тратил золотые,
        Не зная горести и бед,
И вы их видели, врагов моей отчизны!
И вас багрила кровь и пламень пожирал!
И в жертву не принес я мщенья вам и жизни;
        Вотще лишь гневом дух пылал!..
        Где ты, краса Москвы стоглавой,
        Родимой прелесть стороны?
Где прежде взору град являлся величавый,
        Развалины теперь одни;
Москва, сколь русскому твой зрак унылый страшен!
Исчезли здания вельможей и царей,
Все пламень истребил. Венцы затмились башен,
        Чертоги пали богачей.
        И там, где роскошь обитала
        В сенистых рощах и садах,
Где мирт благоухал и липа трепетала,
        Там ныне угли, пепел, прах.
В часы безмолвные прекрасной, летней ночи
Веселье шумное туда не полетит,
Не блещут уж в огнях брега и светлы рощи:
        Все мертво, все молчит.
        Утешься, мать градов России,
        Воззри на гибель пришлеца.
Отяготела днесь на их надменны выи
        Десница мстящая творца.
Взгляни: они бегут, озреться не дерзают,
Их кровь не престает в снегах реками течь;
Бегут — и в тьме ночной их глад и смерть сретают,
        А с тыла гонит русский меч.
        О вы, которых трепетали
        Европы сильны племена,
О галлы хищные! и вы в могилы пали.
        О страх! о грозны времена!
Где ты, любимый сын и счастья и Беллоны,
Презревший правды глас, и веру, и закон,
В гордыне возмечтав мечом низвергнуть троны?
Исчез, как утром страшный сон!
        В Париже росс! — где факел мщенья?
        Поникни, Галлия, главой.
Но что я вижу? Росс с улыбкой примиренья
        Грядет с оливою златой.
Еще военный гром грохочет в отдаленье,
Москва в унынии, как степь в полнощной мгле,
А он — несет врагу не гибель, но спасенье
        И благотворный мир земле.
        О скальд России вдохновенный,
        Воспевший ратных грозный строй,
В кругу товарищей, с душой воспламененной,
        Греми на арфе золотой!
Да снова стройный глас героям в честь прольется,
И струны гордые посыплют огнь в сердца,
И ратник молодой вскипит и содрогнется
        При звуках бранного певца.

 

В материале использованы изображения из открытых источников в сети интернет.

 

Запустите волну сарафанного радио:

54 человек готовы участвовать в продвижении публикации, но ждут Вашего решения. (присоединиться)

сарафанных баллов

У нас не ставят лайков, мы выражаем признательность автору иначе! Каждый сарафанный балл, который Вы перечислите на баланс публикации, превратится в одного уникального читателя. Члены сообщества ИнфоНарод.РФ зарабатывают сарафанные баллы тем, что распространяют публикации. А в будущем, они так же вкладывают баллы в распространение других публикаций. Будьте ответственны! Не помогайте публикациям продвигаться, если они негативно влияют на окружающий мир. И наоборот, помогайте, если они направлены на развитие общества!

Зарегистрируйтесь в системе ИнфоНарод.РФ, чтобы продвигать публикации.

Еще никто не оставлял комментарии


Image CAPTCHA

Логотип

Щит и меч

Добро должно быть с кулаками


@

Модераторы содержания канала: Марина Петровна Кузьмина; Борис Алексеевич Сысоев; Чижиков Роман Сергеевич;
Дата создания: 10.01.2014 (02:26)